Картельный сговор. Махинации в госзакупках медицинской техники для инвалидов » Народный Контроль
Сделать домашней|Добавить в избранное
 
Создание системы общественного контроля над происходящими в обществе изменениями, поддержка позитивных начинаний и борьба с негативными явлениями.
.
 
Народный Контроль » Москва » Картельный сговор. Махинации в госзакупках медицинской техники для инвалидов

Картельный сговор. Махинации в госзакупках медицинской техники для инвалидов

Автор: admin от 18-02-2023, 10:29
  • Не нравится
  • +13
  • Нравится
В Межрегиональное общественное движение Народный Контроль поступила информация о махинациях при проведении госзакупок медицинской техники для инвалидов.






ЖАЛОБА

на недобросовестную конкуренцию при закупке слуховых аппаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Настоящим прошу обратить пристальное внимание на негативную ситуацию, которая возникла при закупке слуховых аппаратов, а также принять соответствующие меры по предотвращению развития данной ситуации.

Детальное изучение статистики по закупкам за период с 2017 по 2021 гг. согласно данных сайта www.zakupki.gov.ru, дает все основания утверждать, что некоторые участники закупок действуют в рамках картельного сговора. это приводит к фактически полному ограничению конкуренции при проведении закупок, и как следствие - к значительному перерасходу федеральных средств и к снижению эффективности реабилитации инвалидов.

Для достижения своих целей участники сговора используют следующие приёмы:

1. Принуждение заказчиков к повышению стоимости закупки за счет инициирования «несостоявшихся аукционов».

Это достигалось следующим образом: если цена закупки не устраивает участников сговора, они одновременно не заявляются на нее, чтобы сорвать график обеспечения слуховыми аппаратами инвалидов, и таким образом вынудить заказчиков – фонды социального страхования и другие государственные организации переопубликовать закупку с более высокими ценами. В таблице 1 были проанализированы НМЦК за ед товара (слуховой аппарат) по 28 несостоявшимся аукционам в сравнении с ценой за ед товара согласно заключенного ГК после переобъявления этих аукционов за период с 30.01.2019 г. По 01.04.2021г. Из таблицы можно сделать вывод что в среднем цена за единицу товара после переобъявления аукциона выросла на 13%.

В частности в Республике Коми 19.03.2020 была объявлена закупка № 0207100000620000039 на поставку слуховых аппаратов цифровых заушных сверхмощных в количестве 75 шт. по цене 8302,00 руб. за шт., слуховых аппаратов цифровых заушных мощных в количестве 150 шт. по цене 6815,00 руб. за шт. и слуховых аппаратов цифровых заушных средней мощности в количестве 75 шт. по цене 6428,33 руб. за шт. Данный аукцион был признан не состоявшимся в связи с тем, что на него не было подано ни одной заявки. Эта процедура была переобъявлена 09.10.2020, № 0207100000620000107, где НМЦК за единицу товара каждого вида составляли уже 17 000,00 руб. (увеличение на 105%), 8 100,00 руб. (увеличение на 19%) и 10 300,00 руб. (увеличение на 60%) соответственно. Победителем в данном аукционе была признана компания ООО "СОЦИНВЕСТ", которая поставила товар по НМЦК без понижения цены. Аналогичным образом в таблице представлены данные о завышении цен по остальным несостоявшимся процедурам


2. Завышение цены за единицу товара.

Результаты анализа цен на 25 отечественных моделей слуховых аппаратов, по статистике наиболее часто закупаемых по ГК в период с 25.01.2019г. По 04.05.2021г., представлены в таблице 2, где также приведены номера процедур с минимальными и максимальными ценами поставки данных слуховых аппаратов. Из таблицы следует, что средняя разница между минимальной и максимальной ценой поставки составляет 106%. Максимальная разница – 204%, а именно, 18.09.2019г. Пермским РО ФСС была объявлена процедура № 0256100000219000255. Победителем был поставлен слуховой аппарат модели Сакура SP по цене 10832,61 руб. В то же время процедуре № 0231100000221000066, объявленной Воронежским РО ФСС 10.03.2021г. этот же слуховой аппарат поставлялся по цене 32911,49 руб. (аналогичным образом в таблице представлены данные о поставке по завышенным ценам остальных моделей слуховых аппаратов)
Такая ценовая разница не может быть объяснена колебанием курсов валют, в частности доллара США, за анализируемый период, так как с учетом доли импортных комплектующих в слуховых аппаратах оно могло повлиять на изменение цены не более чем на 7 – 10%. Очевидно, что поставка слуховых аппаратов по ценам, значительно превышающим минимальные, возможна только при наличии сговора данных поставщиков.


3. Исключение снижения НМЦК в процессе аукционов.

В таблице 3 представлены результаты анализа среднего процента понижения цены от НМЦК в ходе торгов за период с 2017 по 2021 гг. В 2017 году процент понижения составил 8% (73 из 301 аукциона прошли с понижением более 5%), в 2018 году – 2,3% (21 из 269 аукционов прошли с понижением более 5%), в 2019 году - 3,1% (20 из 264 аукционов прошли с понижением более 5%), в 2020 году – еще меньше 1,5% (7 из 245 аукционов прошли с понижением более 5%), в 2021 году (за 5 месяцев) – лишь 0,7% (всего 1 из 49 аукционов прошли с понижением более 5%). Исходя из неуклонного снижения процента понижения НМЦК и числа аукционов где понижение составило более 5% можно сделать вывод о все более и более слаженных, целенаправленных и умышленных действиях картельного сговора, допускающего все меньшее и меньшее понижение цен вплоть до фактически полного исключения их снижения.

Сравнение сумм заключенных ГК в условиях отсутствия конкурентной борьбы и снижения цен на слуховые аппараты, с суммой закупа, которая могла бы быть, если каждая конкретная модель слухового аппарата закупались бы по минимальной цене, по которой она закупалась в период 1 полугодия 2020 года, представлено в таблице 4. Из неё следует, что за 1 полугодие 2020 года состоялось 111 аукционов на общую сумму 369 473 313,01 руб. В то же время, если бы слуховые аппараты закупались по минимальным, то есть истинным ценам, по которым они когда-либо поставлялись, то общая сумма данных аукционов составила бы всего 243 827 045,00 руб. Таким образом, фактический перерасход федеральных средств (ущерб) составил 121 398 566,94 руб., что составляет почти 50% от истинной суммы закупки.

Дополнительным доказательством существования картельного соглашения является то, что с конца 2019 года участники аукционов поставляют товар трёх отечественных производителей, распределяя его между собой, в большинстве случаях примерно в равных пропорциях по позициям лотов. Данные таких аукционов приведены в Приложении 5

Исходя из вышеизложенного можно сделать однозначный вывод о том, что при закупке слуховых аппаратов с 2017 по настоящее время действует картельный сговор отдельных производителей участников рынка, следствием чего является исключение конкурентной борьбы и соответственно, что привело к значительному перерасходу федеральных средств. В результате деятельности картеля государству нанесён большой финансовый ущерб в размере примерно 50% от возможной стоимости закупа слуховых аппаратов, а именно, если в течение периода проведения аукционов по закупу слуховых аппаратов с 2017 по май 2021 г. Федеральные затраты составили 3 510 131 949,63 руб., то ущерб для государства в результате незаконной деятельности картеля составил ориентировочно 1 158 343 543,38 руб.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О защите конкуренции» согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:
1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;
2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;
3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем один год или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если этот срок составляет менее чем один год.

Из изложенного однозначно следует, что в описанных выше случаях имеют место согласованные действия хозяйствующих субъектов.

В соответствии со статьей 11.1 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются согласованные действия хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок, повышению, снижению или поддержанию цен на торгах и др.

В соответствии со ст. 8 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Целями государственных закупок являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей государства в товарах, работах, услугах, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование бюджетных денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
В данном случае целями являются также обеспечение социально незащищенных слоев населения – инвалидов соответствующими товарами.

Указанные выше действия указанных выше лиц противоречат данным целям.

В соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения заданных целей с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Указанные выше действия указанных выше лиц привели к сверхкрупным перерасходам бюджетов

С учетом все вышеизложенного просим содействия в принятии соответствующих мер


Приложение:
tablica-1-nesostojavshiesja-aukciony.pdf [374.87 Kb] (cкачиваний: 24)
tablica-2-minimalnye-i-maksimalnye-ceny-na-sa.pdf [438.04 Kb] (cкачиваний: 19)
tablica-3-ponizhenija-ceny.pdf [969.85 Kb] (cкачиваний: 26)
tablica-4-pererashod-denezhnyh-sredstv-1-polugodie-2020-g.pdf [1.28 Mb] (cкачиваний: 27)
prilozhenie-5-doli-raspredelenija-tovara-po-kolichestvu-i-summe-mezhdu-proizvoiteljami.pdf [1.23 Mb] (cкачиваний: 16)

tablicy.rar [260.02 Kb] (cкачиваний: 28)


Картельный сговор гос.закупки медицинского оборудования в Московской области.

По данному факту МОД НК направлены обращения в Генеральную прокуратуру РФ и ФАС России.





























Повторное обращение в ФАС России.
Повторное обращение в Генеральную прокуратуру.

Ответ ФАС
Ответ Московского областного УФАС России















Ответ Генеральной прокуратуры.

















Обращение в МВД России от 15.10.2022 №761/4





Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий
Ответить
Цитата
  • admin

  • 5 декабря 2021 10:07
  • Группа: Основатели НК
  • Регистрация: 15 сентября 2008, 20:49
  • Статус: Пользователь offline
  • 191 комментарий
  • 1 018 публикаций
^
Ваше обращение поступило в орган прокуратуры: Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Обращению присвоен номер ID_GP_181426.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Ответить
Цитата
  • admin

  • 25 июня 2022 12:02
  • Группа: Основатели НК
  • Регистрация: 15 сентября 2008, 20:49
  • Статус: Пользователь offline
  • 191 комментарий
  • 1 018 публикаций
^
Ваше обращение поступило в орган прокуратуры: Генеральная прокуратура Российской Федерации.
Обращению присвоен номер ID_GP_294244.
Обращение будет рассмотрено в установленном порядке.
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
Ответить
Цитата
  • admin

  • 2 июля 2022 09:32
  • Группа: Основатели НК
  • Регистрация: 15 сентября 2008, 20:49
  • Статус: Пользователь offline
  • 191 комментарий
  • 1 018 публикаций
^
ФАС зарегистрирован документ № 111780-ЭП/22 от 27.06.2022
  • Не нравится
  • +1
  • Нравится
Ответить
Цитата
  • admin

  • 15 октября 2022 10:25
  • Группа: Основатели НК
  • Регистрация: 15 сентября 2008, 20:49
  • Статус: Пользователь offline
  • 191 комментарий
  • 1 018 публикаций
^
Обращение в МВД России от 15.10.22

ID обращения: S1MVD6091031

Код проверки статуса обращения: ae4cUzFNVkQ2MDkxMDMx

Ссылка для просмотра статуса обращения: https://xn--b1aew.xn--p1ai/request_main/check/?status=ae4cUzFNVkQ2MDkxMDMx
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится