Сделать домашней|Добавить в избранное
 
Создание системы общественного контроля над происходящими в обществе изменениями, поддержка позитивных начинаний и борьба с негативными явлениями.
.
 
» » Коммерческая деятельность на первых этажах МКД. Результаты общественного расследования.

Коммерческая деятельность на первых этажах МКД. Результаты общественного расследования.

Автор: admin от 2-06-2018, 14:07
  • Не нравится
  • +3
  • Нравится
В соответствии с многочисленными (в период с ноября 2016 года по май 2018 года) обращениями и жалобами граждан РФ, проживающих в доме 46 по проспекту Ленина в городе Екатеринбурге (далее – МКД), эксперт-консультант Экспертного Совета Общественной Палаты Свердловской области в рамках Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», провел общественное расследование на соответствие законодательству РФ деятельности предприятий общественного питания и торговли, размешенных на первом этаже МКД. В многочисленных обращениях граждан содержалась просьба о восстановлении их нарушенных прав, как граждан РФ и собственников жилых помещений МКД, представителями Предприятий торговли и общественного питания (далее – Предприятия), расположенных на первом этаже и в подвале данного МКД, при осуществлении ими своей предпринимательской деятельности.
Данное заключение по итогам общественного расследования подготовлено для передачи в Общественную Палату Свердловской области, в органы прокуратуры и Роспотребнадзора, а также для руководителей Предприятий с целью информирования и своевременного устранения допущенных нарушений законодательства РФ.
В арендуемых помещениях первого этажа МКД в настоящее время (на 01.06.2018 г.) работают следующие предприятия:
- кафе «Пельмени-Клаб»;
- кофейня «Симпл-кофе;
- обувной магазин «Покровский»;
- кафе-столовая «Дюжина»;
- рыбный ресторан «Фиш» (в подвале МКД).
Численность работников указанных предприятий, постоянно находящихся на рабочих местах в арендуемых помещениях, с учетом приходящих и уходящих поставщиков и иных посетителей, более 50 человек ежедневно.
В своих многочисленных обращениях собственник жилых помещений МКД просили провести общественное расследование и обратиться в органы прокуратуры с целью ликвидации причин, способствующих нарушениям законодательства РФ в сфере защиты жизни и здоровья граждан, проживающих в МКД.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 23.06.2014, далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Основные претензии к Предприятиям выражаются в следующем:
- Погрузочно-разгрузочные работы осуществляются под окнами квартир жителей. Выгрузка мусора из магазина осуществляются через служебные двери Предприятий, выходящие во двор МКД. Служебные двери Предприятий расположены на расстоянии около 4-х метров от каждого жилого подъезда. Расстояние от стены дома, при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ, составляет от 1,5 до 2 метров, до окон 2-го этажа - 2,5 - 3 метра.
- Дворовый проезд заполняется машинами Предприятий для погрузо-разгрузочных работ. Проход жильцов МКД к своему подъезду затруднен. Приезжающие машины Предприятий создают высокую загазованность в квартирах и в подъездах, а в холодное время года, машины Предприятий разгружаются с включенным двигателями. В квартирах слышен звук работающих двигателей, стуки, громкие разговоры грузчиков, другой шум от разгрузки. Сотрудники Предприятий, водители и экспедиторы, не исключают из своего лексикона резких и громких выражений, курят во дворе, бросают окурки, оставляют мусор на территории двора. Машины поставщиков часто крупногабаритные, поэтому, установленные козырьки над подъездами деформированы этими машинами, разрушается асфальтовое покрытие дворового проезда, которое уже пришло в негодность, неисправности приезжающих на Предприятия машин приводят к попаданию на асфальт дворового проезда вытекающих ядовитых и технических жидкостей.
- Через двери служебных входов на Предприятия, расположенные в жилой зоне во дворе МКД, кроме погрузочно-разгрузочных работ, осуществляются другие действия со стороны работников Предприятий, создающие неудовлетворительные условия проживания и отдыха жителей дома, а именно:
- использование служебных дверей персоналом Предприятий для прихода и ухода с работы сотрудников, которые приходят в 7.00-7.30, уходят в 22.00-23.00, создается шум, работники громко разговаривают, вечером после работы, бывает, на детской площадке сотрудники Предприятий, или их гости распивают спиртные и слабо алкогольные напитки, бывает, что в помещениях Предприятий ночуют лица восточных национальностей;
- через служебные двери сотрудники Предприятий в течение дня многократно выходят и заходят в арендуемые Предприятиями помещения, в частности для курения табачных изделий в виде сигарет и иных курительных приспособлений. Постоянные и многочисленные перекуры происходят у служебных дверей, на детской площадке или на придомовой территории, т.е. в необорудованных и не разрешенных для курения местах. Процесс курения сотрудниками Предприятий сопровождается громкими разговорами между собой или по телефону прямо под окнами жилых помещений. Сотрудники предприятий оставляют после себя окурки во дворе и на детской площадке, сидят на ограждениях детской площадки;
- происходит использование служебных дверей для загрузки и разгрузки других материалов, помимо товара, необходимых для функционирования Предприятий (отработанного материала, упаковочного материала, мусора, оборудования, строительного материала, пищевых отходов и т.п.);
- через служебные двери Предприятий осуществляется вынос мусора и пищевых отходов, который волоком «тащится» (мешки тяжелые и рвутся) через детскую площадку, вплоть до контейнеров, оставляя часть мусора на площадке, а также оставляя на детской площадке различного рода мокрые и грязные следы, после чего уже появилось большое количество крыс во дворе МКД и на детской площадке;
- после уборки арендуемых помещений, уборщики Предприятий выливают грязную, после уборки, воду, и иное содержимое, под деревья, растущие во дворе МКД и на детской площадке;
- сотрудники Предприятий, их посетители, клиенты, знакомые, родственники, приходят или подъезжают на машинах к служебным входам Предприятий и паркуются на территории двора, занимая и без того ограниченное парковочное пространство;
- предприятие общественного питания, расположенное в подвале МКД, работает до 03-00 часов, что противоречит нормам и требованиям действующего законодательства РФ;
- противопожарные нормы и правила Предприятием, расположенным в подвале МКД, возможно, не соблюдаются;
- сотрудники Предприятий проводят на асфальтомов покрытии дворовом проезде, вернее на том, что от покрытия осталось, и на детской площадке очистительные мероприятия со своим инвентарем и оборудованием с применением большого количества воды, дополнительно заливая двор сточными водами и т.д.
Общественное расследование выявило многочисленные нарушения санитарного законодательства РФ. Изложенные выше обстоятельства свидетельствует о том, что в результате деятельности Предприятий нарушаются:
- требования СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»:
а) Пункт 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10: «Помещения общественного назначения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории, и располагаться со стороны проезжей части. Загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей»;
б) Пункт 2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10: «По дворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта»;
- правила дорожного движения Российской Федерации:
а) раздел 17 пункт 17.2. «В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест»;
б) раздел 17 пункт 17.4. «Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории»;
- статья 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «Граждане имеют право: на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека»;
- статья 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»: «Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требование санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц».
В ходе общественной проверки установлено, что в арендуемом помещении одного из Предприятий, кафе «Пельмени-Клаб» (далее – Кафе), проводились монтажные и ремонтные работы, в частности по организации погрузочно-разгрузочного «окна» с торца дома, которое было смонтировано без соответствующего разрешения собственников жилых помещений МКД, в несущей стене МКД, путем частичного разрушения несущей стены МКД, которое (погрузочное окно) в настоящее время, почему-то, при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ в деятельности данного Кафе, не используется. Также, были проведены монтажные работы по прокладке вентиляционной шахты по стене дома наверх до кровли. При этом, работы проводились без предусмотренного Жилищным кодексом РФ согласия собственников других помещений МКД на использование обще домового имущества.
По итогам общественной проверки, необходимо инициировать в отношении руководителей Кафе возбуждение административного производства по ст.19.1 КоАП РФ (самоуправство).
В силу п. 3 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право, или создающих угрозу его нарушения.
На основании ст.304 ГК РФ, собственник жилых помещений МКД может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Неотчуждаемые права и свободы человека, и другие нематериальные блага, защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (п. 2 ст.2 Гражданского кодекса).
На основании п. 2 ст.150 Гражданского Кодекса, нематериальные блага подлежат защите в соответствии с названным Кодексом, и другими законами, в случаях и порядке ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12 Гражданского кодекса) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. Пункт 1 указанной статьи к нематериальным благам относит, в том числе, жизнь и здоровье личности.
В силу ст. 8 и п. 1 ст. 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Закона № 52-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
В соответствии со ст. 24 Закона № 52-ФЗ, при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха, в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить, либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
В соответствии с договорами аренды, Предприятия-арендаторы обязаны обеспечить соблюдение требований санитарной, электрической и пожарной безопасности в арендуемых объектах и на прилегающей территории работниками арендатора, соблюдать правила техники безопасности, иные нормативы и правила, а также правила и нормы, действующие в отношении видов деятельности арендаторов и арендуемых ими объектов.
Имеются факты, содержащее сведения об ухудшении условий проживания в указанном МКД граждан, и о нарушениях обязательных требований государственных санитарных правил и нормативов, в связи с проведением погрузочно-разгрузочных работ, постоянным курением работников Предприятий под окнами жильцов МКД, особенно большое количество нарушений зафиксировано со стороны работников Кафе «Пельмени-Клаб», которые постоянно курят на придомовой территории и на детской площадке, а также установкой вытяжной вентиляции этого Кафе на стене МКД рядом с окнами жильцов, что приводит к распространению запахов от деятельности Кафе, а также к разрушению стены МКД, так как в зимнее время конденсат от теплого воздуха вытекает из конструкции вытяжной вентиляции и, замерзая, образует ледяной сталагмит, который прирастает каждый год около стены дома и на тротуаре, чем способствует разрушению стены МКД и тротуара, и ограничивает проход жильцов МКД к своим подъездам и жилью.
Согласно итогам общественного расследования, загрузка товаров Предприятиями осуществляется со стороны двора жилого дома, имеющего окна, что является нарушением п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях»; подъезд автотранспорта организован через дворовый проезд жилого дома, что является нарушением требований п. 2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Факты нарушения санитарных норм со стороны Предприятий, а также со стороны руководителей и работников Кафе, при осуществлении деятельности Кафе, подтвердили многочисленные свидетели - жильцы МКД.
Согласно п. 3.2. СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64, в жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.
В соответствии со ст.1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, надзорные и судебные органы власти вправе обязать Предприятия, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Указанные выше нарушения санитарных норм и правил создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, так как субъективное ощущение шума в жилых помещениях может вызвать нарушение деятельности центральной нервной системы, нарушение сна, раздражительность и беспокойство, которые, впоследствии, могут привести к таким заболеваниям как вегетососудистая дистония, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, гастрит и др.
Организациям общественного питания (Кафе), размещаемым в жилых домах, кроме общих санитарных правил и норм, предъявляемых в сфере оказания данной услуги, необходимо соблюдать специальные требования, нарушение которых грозит административной ответственностью.
При размещении организаций общественного питания в жилых зданиях не должны ухудшаться условия проживания и отдыха людей;
необходимо соблюдать гигиенические нормативы уровней шума, инфразвука, вибрации, электромагнитных полей в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки, а также предельно допустимые концентрации и ориентировочные безопасные уровни воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест; не рекомендуется размещать в подвальных и полуподвальных помещениях производственные цеха; входы должны быть изолированы от жилой части здания; недопустимо принимать продовольственное сырье и пищевые продукты со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры. Загрузка должна производиться с торца жилого здания, не имеющего окон, из подземных туннелей со стороны дорог при наличии специальных загрузочных магистралей; площадка мусоросборника должна располагаться на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, площадок для игр и отдыха (п. 2.6 СП 2.3.6.1079-01); площадки для временной парковки транспорта персонала и посетителей должны размещаться только со стороны проезжей части автодорог, во дворах жилых домов их размещение запрещено (п. 2.7 СП 2.3.6.1079-01); сети бытовой и производственной канализации организации общественного питания не должны объединяться с хозяйственно-фекальной канализацией жилого дома, а стояки бытовой канализации из верхних этажей жилого дома допускается прокладывать только в технологических каналах (горизонтальных, вертикальных) (п. 3.10, 3.11 СП 2.3.6.1079-01).
До устранения нарушений п. 3.11 СП 2.3.6.1079-01 деятельность Предприятий, в том числе и Кафе, должна быть запрещена на том основании, что они создают угрозу возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний, пищевых отравлений среди населения города.
В соответствии со ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) опасность причинения вреда в будущем является основанием для запрета деятельности, создающей такую опасность.
Работа систем местной вытяжной вентиляции не должна влиять на ухудшение условий проживания и пребывания людей в жилых домах, помещениях и зданиях иного назначения (п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01).
Согласно п. 4.18 СП 2.3.6.1079-01, уровни шума и вибрации на рабочих местах в производственных помещениях, обеденных залах и площадках организаций общественного питания должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий, установленным:
- СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки»;
- СН 2.2.4/2.1.8.566-96 «Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий»;
- СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».
Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в т. ч. при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, грозит ответственностью, установленной ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а именно наложением штрафа:
– на граждан - в размере от 1 до 1,5 тыс. руб.;
– на должностных лиц и предпринимателей - от 2 до 3 тыс. руб.;
– на юридических лиц - от 20 до 30 тыс. руб.
Альтернативой штрафу для предпринимателей и юридических лиц может стать административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Примеры привлечения организаций общественного питания к административной ответственности по ст. 6.6 КоАП РФ содержатся:
– в Решении Арбитражного суда Ярославской области от 02.10.2014 по делу № А82-5777/2014 (погрузочно-разгрузочные работы проводились с торца здания, под окнами жильцов, вблизи от входа в подъезд);
– в Решении Арбитражного суда Республики Коми от 22.08.2014 по делу № А29-2153/2014 (загрузка пищевых продуктов производилась через единственный вход, находящийся под окнами жилых помещений дома);
– в Решении Астраханского областного суда от 12.10.2012 по делу № 7-194/2012 (превышение допустимого уровня шума в квартирах граждан, источником которого было определено кафе);
– в Решении Московского городского суда от 30.08.2012 по делу № 7-1695 (нарушение рестораном санитарных норм, установленных в отношении вентиляции).
Существуют примеры, когда организации общественного питания привлекались к ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ - нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта. Данной статьей также установлена возможность административного приостановления деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток.
Кроме того, встречаются случаи, когда организации общественного питания, расположенные в жилых домах, замеченные в несоблюдении санитарных норм, привлекаются к административной ответственности на основании ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий. В названной статье также предусмотрено административное приостановление деятельности предпринимателя и юридического лица на срок до 90 суток.
Арбитражная практика свидетельствует, что случаи, когда организации общественного питания за одно административное правонарушение привлекаются по разным статьям, например ст. 6.3, 6.4 или 6.6 КоАП РФ, - распространенное явление. Такое положение вещей обусловлено тем, что КоАП РФ содержит в себе нормы и общего, и специального характера.
Роспотребнадзор в Письме от 21.04.2009 № 01/5288-9-32 «О направлении Справки о практике применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностными лицами органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», обратил внимание, что должностные лица к применению норм КоАП РФ иногда подходят субъективно и необоснованно квалифицируют административное правонарушение по общей ст. 6.3 КоАП РФ, вместо того чтобы применить специальные статьи, например ст. 6.6 КоАП РФ.
Нарушение санитарных правил и норм организацией, оказывающей услуги общественного питания в помещениях жилого дома, грозит не только приостановлением деятельности на срок устранения нарушений и значительными штрафными санкциями (иначе говоря, финансовыми потерями), но и полным ее закрытием. Так, установив, что нарушения санитарного законодательства, допущенные организацией, создают реальную угрозу здоровью людей, и могут привести к возникновению инфекционных заболеваний, органы прокуратуры вправе обратиться в суд с иском о запрещении осуществлять деятельность по оказанию услуг общественного питания, руководствуясь ст. 1065 ГК РФ. Пункт 2 указанной статьи гласит: если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность. И судьи позицию надзорных и контролирующих органов в подобных ситуациях поддерживают.
Одной из причин, по которой принимается решение обязать организацию общественного питания прекратить деятельность, может стать и тот факт, что она располагается на первом этаже дома, который является жилым (т.е. в незанятой заведением части этажа располагаются квартиры). Пунктом 2.2 СП 2.3.6.1079-01 установлено, что размещение организаций общественного питания возможно только в нежилых этажах жилых зданий. Суды приходят к выводу, что данное нарушение носит неустранимый характер, поэтому принимают решение о необходимости прекратить деятельность организации. Как раз, в указанном МКД, на уровне первого этажа, имеются жилые помещения, в которых проживают люди.
Необходимо неукоснительно выполнять требования СП 2.3.6.1079-01, установленные для Предприятий, размещенных в МКД. Организации, «добровольно» не выполняющие санитарные нормы, надзорные органы могут обязать их соблюдать. Прокуратура вправе отреагировать на жалобы жильцов внеплановой проверкой Предприятий. При этом, должностные лица данного ведомства, при выявлении нарушения санитарного законодательства РФ, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, а те, соответственно, обязаны их выполнять (п. 2 ст. 50, ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ). Кроме того, невыполнение установленных правил грозит предприятию общественного питания значительными финансовыми потерями, а также полным его закрытием.
Если владельцы предприятий общепита нарушают требование об организации погрузки-выгрузки (п. 2.2.СанПиН 2.3.6.1079-01), то их можно привлечь к административному правонарушению (п.6.4 КоАП РФ).
Предприятия общепита должны иметь отдельную систему вытяжки (нельзя совмещать с обще домовой, п. 4.6 СП 2.3.6.1079-01). Вентиляция предприятий общественного питания, расположенных в зданиях иного назначения, оборудуется отдельно от вентиляции этих зданий, а шахта вентиляции должна выступать над коньком крыши или поверхностью плоской кровли на высоту не менее 1 м. Если данное требование не выполнено, то владельцу грозит административная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ).
Если общепит размещен в жилом здании, то его владелец не имеет право ухудшать условия проживания и отдыха людей, а также принимать продукты и сырье со стороны двора дома, где расположены окна квартир. Погрузка-выгрузка должна производиться с торца жилого здания, где нет окон, либо со стороны проезжей части.
Закон о запрете курения табака принят в 2013 году и полностью вступил в силу в 2014 году. Это - Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (Закон № 274-ФЗ).
Закон о штрафах вступил в силу с 15 ноября 2013. Это - Федеральный закон от 21.10.2013 № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» и Федеральный закон «О рекламе».
Законом № 274-ФЗ предусмотрены следующие штрафы для компаний и предпринимателей:
- Не оснащение мест для курения табака. За такое нарушение компанию оштрафуют на сумму от 50 000 руб. до 80 000 руб. (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ в редакции Закона № 274-ФЗ);
- Реклама табачной продукции. За нарушение данного запрета компанию оштрафуют на сумму от 150 000 руб. до 600 000 руб., индивидуального предпринимателя - на сумму от 10 000 руб. до 25 000 руб. (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ в редакции Закона № 274-ФЗ).
Штраф за несоблюдение на своей территории запретов на курение составит (ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ в редакции Закона № 274-ФЗ):
- для компаний от 60 000 руб. до 90 000 руб.;
- для индивидуальных предпринимателей - от 30 000 руб. до 40 000 руб.
За нарушение «антитабачного закона» штрафуют и граждан (ст. 6.24 КоАП РФ в редакции Закона № 274):
- за курение в неположенном месте на сумму от 500 руб. до 1 500 руб.;
- на детской площадке от 2 000 руб. до 3 000 руб.
Чтобы юридическим лицам не попасть под штрафы за курение в не положенном месте его работниками, ему необходимо сделать следующее:
1. Установить знак о запрете курения, где это нельзя делать.
2. Оборудовать для курильщиков отдельное помещение.
Если этого не будет сделано, то должно последовать административной наказание в виде штрафа. Например, сотрудники Кафе «Пельиени-Клаб» курят под окнами жилого дома, значит, место для курения у них не оборудовано и знака о запрете курения также нет.
За не оснащение мест для курения табака, руководителей и собственников Кафе, как и остальных Предприятий, работающих в МКД, необходимо оштрафовать на сумму от 50 000 руб. до 80 000 руб. (ч. 2 ст. 6.25 КоАП РФ в редакции Закона № 274-ФЗ).
С 1 июня 2014 года в соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 15-ФЗ организация обязана получить разрешение собственника недвижимости о выделении места для курения. Если разрешение не получено, то работодатель обязан запретить курить на всей территории не только арендуемого помещения, но и МКД. Дело в том, что с 1 июня 2013 года действует Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (Закон № 15-ФЗ). Этот законодательный акт содержит довольно жесткие запреты и требования, касающиеся возможности курения на работе. Работодателю предоставлено право полностью запретить курение на своей территории (подп. 3 п. 1 ст. 10 Закона № 15-ФЗ). Чтобы реализовать данное право, работодателю недостаточно просто сообщить о запрете курения; потребуется оформить ряд документов. Так, необходимо издать приказ о запрете курения на всей территории работодателя и под роспись ознакомить с ним весь персонал организации. На территории организации, как и на придомовой территории МКД, должны быть размещены знаки «Курение запрещено» или «No smoking». Требования к самому знаку, а также о местах его размещения, закреплены в приказе Минздрава России от 30 мая 2013 г. № 340н. Среди прочего должны соблюдаться следующие условия: размер знака должен быть не менее 200X200 мм; на знаке должны быть сделаны надписи «Курение запрещено», или «No smoking», и информация о размере штрафов; размещается запрещающий знак у входа на придомовую территорию, а также в помещение Предприятия. Итак, работодатель запретил курить на своей территории. Скорее курящие сотрудники после принятия таких мер будут недовольны и посчитают, что их права нарушены. А значит, не избежать нарушений запрета. Несоблюдение установленного режима нарушителей следует пресекать на основании статьи 192 Трудового кодекса. К провинившемуся работнику можно применить замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.
15 ноября 2013 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за неисполнение положений Закона № 15-ФЗ. При наложении взыскания должны быть учтены тяжесть проступка и обстоятельства, при которых он был совершен. Также, к причинам наложения дисциплинарной ответственности могут относиться нарушение требований охраны труда и требований пожарной безопасности.
Если на Предприятиях, размещенных в МКД, решат оборудовать место для курения, то необходимо соблюсти все требования законодательства во избежание спорных ситуаций.
Поскольку все Предприятия помещения МКД арендуют, вопрос о возможности курить работодатели на Предприятиях должны решать с собственником недвижимости, в том числе и с собственниками жилых помещений МКД. В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 15-ФЗ, организация обязана получить разрешение собственников МКД о выделении места для курения. Если разрешение не получено, то работодатели Предприятий обязаны запретить курить на придомовой территории МКД.
При получении разрешения от собственников МКД, работодатели Предприятий должны выделить и оснастить специальное место для курения на открытом воздухе, или установить изолированное помещение. Далее издается приказ о запрете курения на всей территории и Предприятия и придомовой территории, кроме специально установленных мест. Также устанавливается ответственность за нарушения. С данным документом должен быть ознакомлен под роспись весь персонал Предприятий. На остальной придомовой территории, и территории Предприятий, вешается знак «Курить запрещено».
При оснащении «курилок», следует ориентироваться, в частности, на приказ Минрегиона России и Минздрава России от 31 июля 2013 г. № 321, которым устанавливаются требования к выделению и оснащению «курилок». Согласно данному приказу, все «курилки» разделены на внешние и внутренние.
В «курилках», которые находятся на открытом воздухе, должны находится пепельницы, присутствовать искусственное освещение, знак «Место для курения» и информационные материалы, рассказывающие о вреде табака.
В местах для курения, которые будут располагаться в помещении (курильные комнаты), должны присутствовать: огнетушитель; приточно-вытяжная система вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающая вывод табачного дыма, а также препятствующая проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения; дверь или аналогичное устройство, препятствующее проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак «Место для курения»; пепельницы; искусственное освещение; информационные материалы о вреде курения.
Знак «Место для курения» должен соответствовать требованиям, установленным ГОСТ Р 12.4.026-2001 (утв. постановлением Госстандарта России от 19 сентября 2001 г. № 387-ст). Также при оборудовании мест для курения не лишним будет руководствоваться еще и нормами противопожарной безопасности, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. № 390. Внешние «курилки» должны располагаться вне территорий и помещений, где курение запрещено, и соответствовать гигиеническим нормативам содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.
Последствия нарушения закона За нарушение «антитабачных» требований Закон № 15-ФЗ предусматривает несколько видов ответственности. Дисциплинарная может быть наложена только на сотрудников Предприятий. Возможность и основания привлечения к данному виду ответственности необходимо прописать в локальных актах руководителями Предприятий.
15 ноября 2013 года вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающие штрафы за неисполнение положений Закона № 15-ФЗ. Теперь, на основании статьи 6.25 Кодекса, могут быть наложены следующие штрафы: за несоблюдение требований к знаку «Курить запрещено» на должностных лиц – от 10 000 рублей до 25 000 рублей, на юридических лиц – от 30 000 рублей до 60 000 рублей; за неправильное выделение и оснащение мест для курения на должностных лиц – от 20 000 рублей до 30 000 рублей, на юридических лиц – от 50 000 рублей до 80 000 рублей; при неисполнении обязанностей по контролю за соблюдением норм «антитабачного» законодательства на индивидуальных предпринимателей – от 30 000 рублей до 40 000 рублей, на юридических лиц – от 60 000 рублей до 90 000 рублей. Может быть наложена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности. Она предусмотрена статьей 20.4 Кодекса и влечет наложение штрафа на должностных лиц от 6 000 рублей до 15 000 рублей, на юридических лиц – от 150 000 рублей до 200 000 рублей.
Также следует обратить внимание на статью 6.3 Кодекса, которая регулирует наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данные нарушения могут выражаться в несоблюдении санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В связи с вышеперечисленными фактами нарушения законодательства РФ, необходимо провести прокурорскую проверку приведенных фактов нарушения законодательства РФ, установить все работающие в МКД Предприятия, обязать Предприятия ликвидировать причины, приводящие к нарушениям законодательства РФ, исключить нарушения законодательства РФ и восстановить нарушенные права граждан, проживающих в МКД, для этого необходимо:
- запретить осуществление всех видов погрузочно-разгрузочных работ через служебные двери Предприятий со стороны дворовой части дома, где расположены окна квартир жителей МКД и входы в подъезды;
- обеспечить обязательное использование служебных дверей только в качестве аварийного выхода;
- запретить проезд по территории двора и стоянку автомобилей сотрудников и поставщиков Предприятий на территории двора, а также парковку во дворе личного автотранспорта работников Предприятий;
- обязать Кафе «Пельмени-Клаб» демонтировать вытяжную вентиляцию, приводящую к порче обще домового имущества МКД, или обязать Кафе провести монтаж вытяжной вентиляции с соблюдением всех правил и норм, исключающих порчу обще домового имущества МКД;
- установить ущерб и обязать Кафе «Пельмени-Клаб» возместит причиненный ущерб МКД и восстановить разрушенное в результате эксплуатации вытяжной вентиляции штукатурное покрытие стен МКД;
- установить утечки и обязать Предприятия устранить и исключить утечки конденсата (воды) в результате работы кондиционеров Предприятий, который попадает на фундамент МКД, образует лужи, где в последствии прорастает мох и трава, разрушающие фундамент МКД;
- запретить курение сотрудников Предприятий, особенно сотрудников Кафе «Пельмени-Клаб», на придомовой территории МКД и на детской площадке, вне согласованных с жильцами МКД и оборудованных для курения мест;
- обязать Предприятия оборудовать, согласно требованиям законодательства РФ, места для курения для своих сотрудников, получив разрешение от собственников жилых помещений МКД;
- запретить выливать на придомовой территории МКД, и на детскую площадку, грязную воду после поведения уборки арендуемых Предприятиями помещений, и другие отходы деятельности Предприятий;
- запретить проводить мойку инвентаря и оборудования Предприятий, и другие очистительные мероприятия с применением воды, на придомовой территории МКД, на асфальте дворового проезда и на детской площадке;
- запретить сотрудникам, клиентам, поставщикам и посетителям Предприятий нахождение и курение на детской площадке МКД;
- запретить сотрудникам, клиентам, поставщикам и посетителям Предприятий простой проход через детскую площадку МКД, а такжепроход через детскую площадку МКД с целью выноса мусора к контейнерам;
- запретить Предприятию общественного питания, размещенному в подвальном помещении МКД, осуществлять свою деятельность после 23-00 часов, согласно действующему законодательству РФ, а также провести проверку на соблюдение и исполнение этим Предприятием противопожарных требований и норм;
- выявить, установить размеры и обязать Предприятия возместить причиненный ущерб общему имуществу МКД в результате деятельности Предприятий, в том числе, за счет Предприятий, восстановить асфальтовой покрытие дворового проезда МКД, восстановить сломанные сотрудниками Предприятий ворота для проезда и калитку для прохода жильцов на придомовую территорию МКД, провести уборку двора.

Член Центрального Совета МОД «Народный Контроль»,
эксперт-консультант Экспертного Совета Общественной Палаты Свердловской области
Аркадий Леонидович Халявин

Результаты общественного расследования


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий