В д.Шихазда, Пестречинского района Республики Татарстан с августа 2017 года ведется строительство птицефермы по разведению гусей, на 8000 голов, площадь застройки 1376 кв.м. При этом птицеферма возводится в самой деревне Шихазда, участок отведенный для строительства птицефермы находится на расстоянии всего 60 метров от участка ИЖС расположенного по ул.Центральная (Приложение №2). Кроме того, земли сельского поселения относящиеся к д.Шихазда, огибают участок отведенный под строительство птицефермы, в результате чего расстояние от границы участка птицефермы до границ участков ИЖС расположенных по ул. Нагорной(через р. Сула) составляет от 44 до 96 метров. (Приложение №2). Вследствие особенностей расположения земельного участка, отведенного под строительство птицефермы, строительство и размещение птицефермы не соответствует санитарным нормам и требованиям.
Так строительство птицефермы должно производится с учетом СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», однако в нарушение указанного СанПин птицеферма не имеет требуемой санитарной защитной зоны, при любом расположении птицефермы на отведенном земельном участке, расстояние до жилой застройки д.Шихазда окажется менее 300 метров. Санитарно-защитные зоны включают территорию (расстояние) между фермой и населенным пунктом. Они служат для предохранения жилого сектора от микроорганизмов, пыли, неприятных запахов, выделяемых в процессе эксплуатации животноводческих помещений в окружающую среду.
Согласно Федеральному Закону от 14 мая 1993 г. N 4979-I "О ветеринарии" при планировке и строительстве птицеферм, должны быть созданы наиболее благоприятные условия для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней. А строительство подобных производств допускается только при наличии соответствующих заключений и разрешений. Кроме того, строительство птицефермы ведется в непосредственной близости от реки Сула, на территории водоохраной зоны. Это единственная река в деревне, в ней купаются и рыбачат взрослые и дети, из данной реки производится водоснабжение населенного пункта.
Согласно ст.65 Водного кодекса РФ ширина водоохраной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью: от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров, а от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Водоохранной зоне устанавливается специальный режим 2 осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, водных объектов и иных негативных последствий. Так же СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» запрещает размещение животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод в первом и втором поясе зоны санитарной защиты.
Однако, строительство птицефермы ведется без учета вышеупомянутых норм, так как минимальное расстояние от границы участка отведенного под строительство птицефермы до русла реки Сула составляет всего 24 метра. Кроме того, при решении о строительстве птицефермы не учтен водообмен между р.Сула и грунтовыми водами. Согласно СП 106.13330.2012. «Свод правил. Животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания и помещения» территория, на которой располагаются животноводческие, птицеводческие и звероводческие здания, должна быть удалена от открытых водоисточников (реки, озера) на расстояние не менее 500 м., при этом производственные здания должны быть запроектированы таким образом, чтобы основное направление ветров было в противоположную от жилой зоны сторону. Данные правила при размещении птицефермы в д.Шихазда так же не учтены, так как птицеферму окружает жилая зона населенного пункта, а роза ветров такова, что ветер дует со стороны строительства птицефермы на жилую зону.
Так же и в примечание к п.4.6. «СП 19.13330.2011. Свод правил. Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП II-97-76*» указано, что запрещается размещение животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий в водоохранных зонах рек и озер и не допускается размещение свиноводческих комплексов промышленного типа и птицефабрик и во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения населенных пунктов. Кроме того, для нужд птицефермы ведутся работы и в русле реки Сула, завалили землей один из протоков реки Сула (пояснение: реки Сула впадает в реки Меша, которая в свою очередь впадает в р. Кама).
В случае использования реки Сула, для нужд птицефермы возникает высокий риск неблагоприятной экологической и санитарно -эпидемиологической ситуации не только для д.Шихазда, но и для населенных пунктов расположенных у реки Меша и реки Кама. В пунктах 1, 3 и 4 статьи 30 ЗК РФ предусмотрен порядок предоставления в аренду земельных участков для строительства: с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
Органы местного самоуправления городских поселений должны информировать местное население о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства. Однако, решение о размещении птицефермы приняли без участия и учета мнения жителей д.Шихазда, жители о строительстве птицефермы узнали лишь после начала строительных работ. Получить какие либо комментарии о строительстве птицефермы в д.Шихазда, от отдела строительства Исполнительного комитета Пестречинского МР нам не удалось. Ранее направленный запрос на имя Главы Пестречинского МР РТ, о строительстве птицефермы находится на рассмотрении. Комментарии администрации сельского поселения сводятся к тому, что этот вопрос не подпадает под их юрисдикцию, а тем временем строительство птицефермы идет полным ходом.
Обращение на горячую линию Министерства экологии природных ресурсов РТ по вопросу ведения строительных работ не дало положительного результата. Жители д.Шихазда категорически против возведения птицефермы как на территории деревни так и в непосредственной близости от д.Шихазда, так как в случае строительства птицефермы в д.Шихазда, наша деревня окажется в окружении птицеводческих хозяйств(с одной стороны располагается птицекомплекс от АО «Ак барс», ароматы которого периодически доносит ветер, с другой стороны будет новая птицеферма, запахи и отходы производства которого однозначно дадут о себе знать). Мы уверены, что размещение птицефермы в д.Шихазда существенно ухудшит экологическую обстановку и заявляем, что размещение птицефермы в дерене нарушает права человека на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, основными источниками загрязнения водных объектов являются расположенные в водоохранных зонах производства в т.ч. и птицефермы, птицефабрики, пометохранилища. С целью донести свою позицию по данному вопросу и добиться прекращения строительства, в адрес Главы Пестречинского МР РТ направлена коллективная петиция о несогласии со строительством птицефермы в д.Шихазда, подписанная жителями деревни.
Так же хотелось бы пояснить, что в д.Шихазда идет активная застройка в жилом секторе, население деревни с каждым годом увеличивается, в том числе и за счет переселения городских жителей, почти в каждом дворе проживают несовершеннолетние дети. Люди целенаправленно выбрали местом жительства д.Шихазда, чтобы жить в экологически чистом месте. По нашим данным птицеферма будет располагается в д.Шихазда, на территории около одного гектара, что негативно скажется на экологической и санитарно - эпидемиологической обстановке да и в целом на здоровье населения деревни. Выбранный участок, для размещения птицефермы, не соответствует экологическим требованиям по защите воздушного бассейна, источников водоснабжения, водоемов, почвы от загрязнения.
Строительство и размещение птицефермы в деревне, вблизи жилого сектора осуществляется с нарушением действующих норм и правил установленных в РФ. Согласно ст. 42 и ст.58Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. И это право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию.
Считаем строительство птицефермы в д.Шихазда Пестречинского района РТ вопиющим случаем нарушения закона, прав и интересов неопределенного круга лиц, а так же превышения полномочий должностных лиц. Жители обращались в администрацию Пестричинского района, однако запросы по разъяснению обстоятельств застройки по существу остались без ответа. Коллективная петиция направлена жителями деревни 22.08.17 года подписанная 193 жителями тоже оставлена без ответа. Жители деревни по результатам проверки ходили на прием в администрацию, но нам в очередной раз ответили, что стройка будет идти, ферма будет построена. Документы, какие нужно, они нарисуют.
При этом, жителям деревни прямым текстом сказали, что: - «Правды мы не найдем, ферма будет, хотим мы этого или нет, в не зависимости есть нарушения или нет». На сходе, жители деревни требовали приостановить стройку до выяснения всех обстоятельств по строительству, в том числе законности строительства, дабы напрасно не тратить бюджетные деньги. Представители администрации подписали протокол собрания с указанными формулировками и обещали дать письменный ответ, однако ни прекращения строительства, ни ответа по результатам схода от 26.08.17г. так и не последовало.
Администрацией Пестричинского муниципального района Республики Татарстан допущено нарушение антимонопольного законодательства при предоставлении в аренду земельного участка под строительство птицефермы, площадью 15000 кв.м., с кадастровым номером 16:33:121505:26 не выполнив условие по предварительной и заблаговременной публикации о наличии свободного земельного участка для передачи в аренду, не провела торги по предоставлению земельного участка.
Действия администрации Пестречинского муниципального района Республики Татарстан содержат признаки нарушения земельного законодательства, а также признаки нарушения Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно разрешения на строительство, объектом капитального строительства является птичник. Строительство птичника подразумевает дальнейшее использование участка в целях осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, в связи с чем, предоставление земельного участка конкретному лицу без проведения торгов и предварительного информирования о них нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, создает преимущества отдельным лицам и ограничивает конкуренцию между субъектами предпринимательской деятельности в соответствующей сфере.
На территории, где ведется строительство птичника, ранее находилась детская спортивная площадка. В период работы деревенской школы, на спортивной площадке проходили школьные уроки физкультуры (школа ликвидирована в 2013 году.).
Данная спортивная площадка была единственной детской площадкой в деревне. Спортивной площадкой пользовались жители деревни, площадка была общественным местом в деревне. Однако, площадку демонтировали незадолго до строительства птицефермы. На территории Российской Федерации в рамках Государственных программ: «Оздоровление населения и окружающей среды», «Развитие физкультуры и спорта» устанавливаются уличные спортивные объекты, а у жителей д.Шихазда имеющееся спортивное оборудование демонтировали. В связи с активной позицией жителей д.Шихазда по вопросу строительства птицефермы, с целью запугивания, в отношении жителей начали применять административный ресурс, а именно - жителей деревни начали проверять на нарушения экологического законодательства, проводятся периодически осмотры дворовых территорий, в том числе сотрудниками МВД и Минэкологии, не имея на то оснований (надлежащих распоряжений о проведение подобных мероприятий или согласия собственников).
В соответствии с проведенной проверкой татарской природоохранной межрайонной прокуратурой от 28.09.2017 №37ж-2017 установлено, что разрешение на строительство выдано с нарушением градостроительного и природоохранного законодательства. В адрес руководителя Исполнительного комитета Пестричинского муниципального района РТ внесено представление об устранении нарушений норм федерального законодательства, а именно отменить разрешение на строительство, выданного КФХ Шайхисламова З.Ф., а также отсутствие проектной документации, подтверждающей соответствие возводимого объекта требованиям Градостраительного, Водного кодексов РФ и Федерального Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Решение Татарской природоохранной межведомственной прокуратуры не выполнено до сих пор, что является вопиющим нарушением закона.
Исходя из вышеизложенного, Межрегиональное Общественное Движение «Народный Контроль» по Республике Татарстан, действуя на основании Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» просим Вас:
1. Принять меры прокурорского реагирования, в том числе по пресечению незаконного строительства птицефермы в д.Шихазда и соблюдения решения Татарской природоохранной межведомственной прокуратуры.
2. Произвести проверку на предмет соблюдения законодательства РФ по вопросу строительства птицефермы, в том числе на предмет соблюдения санитарных, строительных норм и правил, законность и обоснованность передачи земельного участка под размещение птицефермы и допустимость его использования в целях птицеводства, соблюдение Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».
3. О результатах рассмотрения обращения прошу сообщить у установленные законом сроки по электронной почте: control116@mail.ru [right][/right]






